FastWeb
8 (495) 755-83-23

Техническое задание на разработку CRM. Частые вопросы заказчиков.

Техническое задание на разработку CRM. Частые вопросы заказчиков.

Техническое задание (ТЗ) — это документ, который необходим любому разработчику, чтобы понимать, что нужно делать по проекту. Без этого документа цель разработки будет не ясна. Cначала рождается идея проекта, затем она описывается в документе, который и называется «техническое задание». Заказчик рассказывает о своих пожеланиях, о том, что он хочет получить в итоге, а исполнитель описывает это всё техническим языком, как должно работать и функционировать, чтобы в дальнейшем следовать тому, что написано, как изначально планировалось. Люди могут забыть, о чём они говорили 2 месяца назад, а в ТЗ всё зафиксировано.

Что конкретно описывается в ТЗ?

В техническом задании описывается каждый раздел будущей CRM. Например, как будут взаимодействовать между собой отделы — отдел продаж и отдел логистики, как будут взаимодействовать менеджер и заказчик. То есть описываются полностью бизнес-процессы компании.

Для чего нужно подробное ТЗ?

Это нужно для того, чтобы понимать временные и финансовые затраты разработки, потому что на одну CRM потребуется 200 часов, а на другую — 1000 часов, соответственно, стоимость будет отличаться. Та CRM, которая занимает 200 часов, будет ниже по стоимости, а та, которая требует 1000 часов работы, — будет дороже в 5 раз.

В каждой компании свои бизнес-процессы. Они отличаются друг от друга, в одной компании процессы устроены по одному, у другой компании они устроены по-другому и, соответственно, эта разница процессов влияет на стоимость и сроки разработки. Если бы одна CRM подходила всем, то все ставили бы одну CRM и даже не задумывались об индивидуальной разработке, но так как в каждой компании свои правила, логические схемы и нюансы, то и существует индивидуальная разработка.

Для каких специалистов предназначено техническое задание?

ТЗ пишется понятным языком и для специалистов заказчика, и для специалистов исполнителя. ТЗ расширено описывает и раскрывает все нюансы, потому что иногда заказчик пишет задачу 2-3 словами, а решений этой задачи много. Одно решение может занять 10 часов, второе решение — 100 часов, а третье решение — 500 часов. Соответственно, специалист, который пишет ТЗ, обсуждает решение каждой задачи с заказчиком, а заказчик выбирает подходящий для себя вариант решения. Например, заказчик понимает, что первый вариант — более быстрый и дешевый, а 2 и 3 варианты — дороже, но предлагают какие-то полезные функции. Как правило, всё упирается в автоматизацию, чтобы не было какого-то ручного контроля, а чтобы всё автоматически происходило. Например, заказчик говорит: «Я хочу получать информацию по email-рассылкам, чтобы мы видели, прочитал нашу рассылку конкретно вот этот заказчик или не прочитал». Технически реализовать это можно разными способами, но самый правильный — это интеграция с API. Разработчик изучает API интерфейс системы рассылки и интегрируем с CRM.

Кто должен писать ТЗ?

ТЗ должен писать человек, который является и программистом, и менеджером в одном лице, потому что он должен составить документ так, чтобы это было понятно и разработчику, и заказчику.

ТЗ, составленное самим заказчиком, поможет в работе?

На практике происходит так, что 5% заказчиков способны составить или предоставить грамотное техническое задание. Как правило, люди пишут список своих пожеланий, но это не является техническим заданием, потому что его нужно описать детально с решениями, которые будут применимы для той или иной задачи. И заказчик, не владея такими знаниями и опытом, не может четко описать, как это должно работать. Поэтому этим должен заниматься специалист, который составляет технические задания не первый день, у кого есть знания и опыт. Это очень важно.

Сколько по времени составляется техническое задание?

Минимально — это две недели, в среднем — месяц. После написания ТЗ мы отдаем его на просмотр заказчику, и заказчик, ознакомившись с ТЗ, может дать свои комментарии. Возможно, что-то упустили или появятся новые вопросы и предложения.

Случаются ли в работе отступления от ТЗ?

После старта технических работ часто поступают новые предложения. Тут обоюдная история. Иногда мы что-то предлагаем, когда пишем продукт и видим, как сделать логически правильнее. И заказчик очень часто предлагает какие-то более правильные решения с точки зрения его бизнеса. И мы можем отступать от ТЗ, но не настолько критично, потому что все главные моменты уже согласовали на этапе составления ТЗ, а по ходу работы всплывают какие-то небольшие нюансы.

Как происходит процесс создания технического задания?

Может быть два варианта.

Первый вариант, когда у заказчика есть хоть что-то, то есть есть какой-то список пожеланий, что он хочет. Мы примерно понимаем, исходя из нашего опыта, сколько время потребуется на обсуждение и написание этого ТЗ. Если это, например, две недели, то ТЗ будет стоить 50 000 руб. Если это месяц, то ТЗ будет стоить 100 000 руб. Если это 2 месяца, то ТЗ будет стоить 200 000 руб. Минимальная стоимость — это 50 000 руб. Чаще всего заказчикам подходит именно такой тариф.

Второй вариант — это когда у заказчика нет заготовок для ТЗ. Он говорит: «Я занимаюсь продажей цветов, и для моих салонов нужна CRM». У него нет понимания, что должно быть на выходе и не понимает до конца всех нюансов, кроме того, что нужно автоматизировать процесс продаж. Тогда мы заключаем договор на 2 недели работы. В течении двух недель мы обсуждаем эту работу, и после этого становится понятно, какой план у нас будет на дальнейшее обсуждение. Как правило, мы уже на первом обсуждении выстраиваем план, какие будут разделы. Мы что-то предлагаем заказчику, заказчик говорит: «Да, это нам подходит или нам это не подходит». И уже в процессе такого обсуждения вырисовывается картинка по срокам написания ТЗ.

Как заказчик участвует в разработке ТЗ?

Как правило ТЗ обсуждается с заказчиком в Skype конференции, Zoom конференции, Telegram конференции, любом мессенджере в общем-то. Можно организовать и видеоконференцию. Как будет удобно заказчику.

Со стороны заказчика должен непосредственно принимать участие в этом тот человек, кто ответственен за процесс разработки CRM. Если компания небольшая, то это может быть системный администратор или директор. Если компания большая, то начальники отделов. Каждый что-то рассказывает своё, каждый рассказывает о своем процессе. Соответственно мы все это записываем и описываем в техническом ТЗ.

На каждую сессию обсуждения мы выделяем 1,5 часа. Сессии проводятся 2-3 раза в неделю. Заказчик выбирает день и время, когда ему удобно назначить обсуждение.

Добавить комментарий

Оценка
Напишите нам Закрыть
Закрыть
Здравствуйте, хотите, мы перезвоним Вам через 1 минуту?
Нажимая на кнопку "Позвоните мне", я подтверждаю, что согласен с Правилами пользования сайтом и обработки персональных данных.
Отправить заявку
Прикрепить файл
Вы человек?

Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных

Оформить заказ
Хочу такой же проект
Вы человек?

Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных